Конкурс "Мастер-класс"


Цель данного испытания – представление и распространение  результатов образовательной деятельности лучших работников дошкольных образовательных учреждений, отражающих современные направления развития и позитивные изменения  в практике дошкольного образования, направленные на  решение проблемных вопросов образования детей дошкольного возраста.
Выбор такого формата конкурсного задания не случаен - проведение «мастер-класса» –  показатель зрелости педагога, демонстрация высокого уровня его профессионального мастерства.
Зачастую в педагогическом сообществе под мастер-классом понимают открытое занятие   (мероприятие) или презентацию достижений педагога. Однако его смысл, несомненно, глубже. По образному выражению М.Поташника, мастер-класс - это ярко выраженная форма ученичества у Мастера. Мастер передает «ученикам» свое педагогическое мастерство, особенностью которого является "искусство"решения педагогических проблем.
Тему и формат проведения мастер-класса участник выбирает самостоятельно,  с учётом того, чтобы мастер-класс не копировал творческую презентацию Конкурса.
В отведенное по условиям Конкурса время каждый педагог-мастер  проходит вместе со своими "учениками", шаг за шагом, следующий  путь:
       обоснование выбора актуальной (проблемной) темы мастер-класса;
       поиск оригинальных и эффективных способов ее решения;
       осмысление полученного результата;
 аргументация возможности широкого применения предложенных образовательных средств, воспроизводимости представленного опыта.
По форме мастер-класс может быть лекцией, практическим занятием,  интегрированной (лекционно-практической) деятельностью с использованием методов прямого и комментированного показа и др. Главное - он должен проходить в активном или интерактивном (с наличием обратной связи) режиме. Ведь педагогу-мастеру необходимо уметь представлять свой опыт, как профессиональному сообществу, так и широкой общественности.
Немаловажен при  выборе формы проведения мастер-класса  учет индивидуальных особенностей участника, чтобы наиболее полно раскрыть  его умение "владеть аудиторией", образно, наглядно и аргументировано  представлять своё педагогическое мастерство.  Не случайно в критерии  оценки этого конкурсного задания включены такие показатели, как общая культура  и умение взаимодействовать с аудиторией.
По содержанию мастер-класс демонстрирует, в широком смысле слова, авторство участников. Например, собственные образовательные программы, технологии, методики, или отдельные формы, методы, приемы - словом,  педагогические  "находки".
С учетом вышесказанного, при подготовке и проведении мастер-класса участникам следует помнить о таких важных составляющих, как:
  речь (тон, сила, выразительность, дикция, техника речи) и параречевые средства  (интонация,  мимика, жест, пантомимика, в том числе осанка, умение стоять, сидеть, отсутствие скованности и т.п);
       умение сосредоточиться на предмете разговора;
       искусство общения и взаимодействия (умение приветствовать, обращаться к аудитории в целом и отдельным "ученикам", аргументировать свою точку зрения, вести диалог, дискуссию и т.п.);
  педагогическая импровизация (умение работать по плану «в голове»,  управлять незапланированными ситуациями);
  психологическая зоркость (умение видеть и учитывать индивидуальные особенности "учеников", вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»);

        чувство времени.
                                                     КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРСА
- ценность и методическое обоснование предлагаемых способов обучения; (Умение замотивировать «детей» на совместную работу. Дока­зательство значимости данной работы. Видение (понимание) целей, задач и ожидаемых результатов. Профессиональная компетентностьметоди­ческое обоснование предлагаемых способов обучения).
       -профессиональная  компетентность «мастера»; (доступность материала для понимания, достаточность используемых форм, методов, приемов, средств, их сочетание, связь с целью и результатом. Выраженность результативности мастер-класса. Умение организовать рефлексию деятельности участников мастер-класса.)
-коммуникативная культура; (Владение культурными нормами речи и поведения, умение
  взаимодействовать с аудиторией, умение выстраивать взаимодей­ствие со всеми
  участниками образовательного процесса)
- способность к импровизации;

Комментариев нет:

Отправить комментарий