Цель данного испытания – представление и распространение результатов образовательной деятельности лучших работников дошкольных образовательных учреждений, отражающих современные направления развития и позитивные изменения в практике дошкольного образования, направленные на решение проблемных вопросов образования детей дошкольного возраста.
Выбор
такого формата конкурсного задания не случаен - проведение «мастер-класса»
– показатель зрелости педагога,
демонстрация высокого уровня его профессионального мастерства.
Зачастую
в педагогическом сообществе под мастер-классом понимают открытое занятие (мероприятие) или презентацию достижений
педагога. Однако его смысл, несомненно, глубже. По образному выражению
М.Поташника, мастер-класс - это ярко выраженная форма ученичества у Мастера.
Мастер передает «ученикам» свое педагогическое мастерство, особенностью
которого является "искусство"решения педагогических проблем.
Тему и
формат проведения мастер-класса участник выбирает самостоятельно, с учётом того, чтобы мастер-класс не
копировал творческую презентацию Конкурса.
В
отведенное по условиям Конкурса время каждый педагог-мастер проходит вместе со своими "учениками",
шаг за шагом, следующий путь:
•
обоснование выбора актуальной (проблемной)
темы мастер-класса;
•
поиск
оригинальных и эффективных способов ее решения;
•
осмысление полученного результата;
• аргументация возможности широкого применения
предложенных образовательных средств, воспроизводимости представленного опыта.
По
форме мастер-класс может быть лекцией, практическим занятием, интегрированной (лекционно-практической)
деятельностью с использованием методов прямого и комментированного показа и др.
Главное - он должен проходить в активном или интерактивном (с наличием обратной
связи) режиме. Ведь педагогу-мастеру необходимо уметь представлять свой опыт,
как профессиональному сообществу, так и широкой общественности.
Немаловажен
при выборе формы проведения мастер-класса учет индивидуальных особенностей участника,
чтобы наиболее полно раскрыть его умение
"владеть аудиторией", образно, наглядно и аргументировано представлять своё педагогическое
мастерство. Не случайно в критерии оценки этого конкурсного задания включены
такие показатели, как общая культура и
умение взаимодействовать с аудиторией.
По
содержанию мастер-класс демонстрирует, в широком смысле слова, авторство
участников. Например, собственные образовательные программы, технологии,
методики, или отдельные формы, методы, приемы - словом, педагогические "находки".
С
учетом вышесказанного, при подготовке и проведении мастер-класса участникам
следует помнить о таких важных составляющих, как:
• речь
(тон, сила, выразительность, дикция, техника речи) и параречевые средства (интонация,
мимика, жест, пантомимика, в том числе осанка, умение стоять, сидеть,
отсутствие скованности и т.п);
•
умение сосредоточиться на предмете разговора;
•
искусство
общения и взаимодействия (умение приветствовать, обращаться к аудитории в целом
и отдельным "ученикам", аргументировать свою точку зрения, вести
диалог, дискуссию и т.п.);
• педагогическая импровизация (умение работать
по плану «в голове», управлять
незапланированными ситуациями);
• психологическая
зоркость (умение видеть и учитывать индивидуальные особенности
"учеников", вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»);
•
чувство
времени.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРСА
- ценность и методическое обоснование
предлагаемых способов обучения; (Умение замотивировать «детей» на совместную работу. Доказательство значимости данной
работы. Видение (понимание) целей, задач и ожидаемых результатов.
Профессиональная компетентность — методическое
обоснование предлагаемых способов обучения).
-профессиональная компетентность «мастера»; (доступность материала для понимания, достаточность
используемых форм, методов, приемов, средств, их сочетание, связь с целью и
результатом. Выраженность результативности мастер-класса. Умение
организовать рефлексию деятельности участников мастер-класса.)
-коммуникативная культура; (Владение
культурными нормами речи и поведения, умение
взаимодействовать с аудиторией, умение
выстраивать взаимодействие со всеми
участниками
образовательного процесса)
- способность к импровизации;
Комментариев нет:
Отправить комментарий